«Сургутский центр социальной помощи
семье и детям»
(Семейный многофункциональный центр)

Из истории социальной службы в России (в преддверии 100-летия создания системы социальной службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры)

История социальной защиты в России своими корнями уходит в глубокую древность. У восточно-славянских племен она носила форму помощи старикам, больным и детям, регулируемой родом. Об этом свидетельствует славянская мифология и религиозные культы. Можно выделить три основные формы помощи данной группе людей:

1) выделение «косячка», т.е. выделение старикам земель, легких в обработке;

2) «кормление по договорам», т.е. дряхлых, немощных стариков и детей брала на поруки и кормила родовая община;

3) кормление и содержание стариков семьями данного рода.

Великий Киевский князь Владимир Святославович, крестивший Русь, издал Устав в 996г., регулирующий помощь нуждающимся, со стороны государства и церкви. Объектами помощи признаются: старики, сироты, вдовы, монахи, калека перехожие, странники, «хромцы», «слепцы, юродивые и блаженные».

При Петре I социальная служба наполнилась новым глубоким содержанием. Особое место занимает Именной указ № 1856 от 8 июня 1701 г., который положил начало созданию в России целой системы социальной помощи и защиты малоимущих слоёв населения, имеющих правовую основу. В соответствии с сетью изданных указов в России, больные нищие определялись в богадельни. На содержание призреваемых выделялись средства из патриаршей домовой казны; малоимущие получили право получать пособия из государственных средств; для раненных солдат открывались госпитали. К 1724 г. в Российской империи насчитывалось более 90 богаделен, в которых призревалось свыше трёх тысяч человек. На протяжении всего 18 в. работа государства по социальному призрению развивалась и возрастала. Например, появились сиротские дома, в которых содержались дети-сироты. В 1775 г., в связи с территориально-административной реформой, поделившей Российскую империю на 51 губернию, особым распоряжением императрицы Екатерины II предписывалось в каждой губернии учредить Приказ общественного призрения, в обязанности которого входило: организовывать больницы, сиротские дома, аптеки, богадельни, дома для неизлечимо больных и др.

В первые годы Советской власти был утверждён территориальный принцип оказания социальной помощи. Советская власть продолжила работу по выплате пенсий и пособий по инвалидности, материнства и детства. Огромная работа велась по борьбе с беспризорностью, лучшие педагоги были привлечены к этой работе. Самым ярким примером является педагогическая деятельность Антона Семеновича Макаренко.

С образованием СССР в 1922г. государственная система социального обеспечения расширилась и усложнилась. В частности, Общество слепых, Общество глухих, Кооперация инвалидов, Крестьянское общество взаимопомощи стали работать, как самостоятельные хозяйственные единицы в системе социального обеспечения. В 20-30 годы все трудящиеся получили право на бесплатное медицинское обслуживание и бесплатное образование, всеобщее право на пенсии по старости и инвалидности.

В 1946 г. в Советском союзе было создано Министерство социального обеспечения, которое сформировало патерналистскую модель социальной защиты. Государственными гарантиями были охвачены все основные аспекты жизни общества вплоть до 1992 года.

В настоящее время социальной политикой в РФ руководит Министерство труда и социальной защиты.

В целом в РФ система социальной защиты населения развивается и совершенствуется по мере нарастания экономической мощи РФ и совершенствования ее политической системы.

 
Информация  взята из источника
Крупчина Е. В. История социальной службы в России // Молодой ученый. — 2014. — №15. — С. 362-364. — URL https://moluch.ru/archive/74/12554/ (дата обращения: 29.05.2019)

Яндекс.Метрика