«Сургутский центр социальной помощи
семье и детям»
(Семейный многофункциональный центр)

Участие специалистов в семинаре «Сеть социальных контактов»

Трушина Вероника Валерьевна, методист организационно-методического отделения БУ «Центр социальной помощи семье и детям «Зазеркалье»

Сегодня важной задачей специалистов по социальной работе является внедрение в практическую деятельность как хорошо зарекомендовавших себя традиционных технологий, так и инновационных технологических процедур. Так как технологический процесс требует постоянного совершенствования и нововведений, первоочередная задача социальной работы с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию, заключается в выявлении причин социальной проблемы, от характера которой и зависит определение содержания, инструментария, форм и методов социальной работы.

Для эффективной работы с семьей специалистам учреждения необходимы знания о стратегиях, способствующих повышению качества детско-родительских отношений через актуализацию неиспользованного родительского потенциала. Требует изменения и тактика оказания помощи специалистами: профессионал должен работать вместе с семьей, а не вместо неё, ориентируясь не на проблему, а на ресурсы и возможности самой семьи.

В связи с этим становится актуальным проведение в учреждении методической учебы как одного из способов повышения уровня профессиональной компетенции специалистов.

16 работников учреждения, среди которых были специалисты по социальной работе, воспитатели, психологи, в течение двух дней 1 и 2 апреля 2016 года были погружены в изучение содержания технологии «Сеть социальных контактов». Семинар проводили В.В. Трушина, методист организацтонно-методического отделения, и О.Е. Завгородняя, заведующий стационарным отделением, которые являются обученными сетевыми терапевтами и региональными тренерами, имеют дипломы и сертификаты Стокгольмского и Московского психолого-педагогического университетов.

Двухдневный учебный курс по данной технологии способствовал объединению разнообразных теоретических знаний и практических навыков, развивающих у специалистов объемное мышление, умение применять полученные знания на практике. На семинаре специалисты узнали, как формируется команда сетевых терапевтов для проведения встреч, на которых проявляются сильные эмоции и обсуждаются жизненно важные вопросы семей, необходимые для принятия верного решения в конкретной ситуации. Они познакомились с этапами подготовки сетевой встречи, спиралью развития встречи. На семинаре были рассмотрены различные ситуации эмоциональных всплесков: например, если бабушка начнет плакать во время встречи, то, как должны вести себя ведущие встречи. Во время учебы были рассмотрены вопросы построения диалога представителей «мира семьи» и «мира специалистов», а также создания новых способов коммуникации.

На практическом этапе специалисты познакомились с различными типами карт, учились заполнять свою сетевую карту, не нарушая методики, анализировать описание своей жизненной ситуации, социального окружения с дальнейшим прогнозированием жизненной перспективы семьи. Во время заполнения карты специалисты могут выяснить, как складываются отношения между людьми, входящими в ближайшее окружение; есть ли среди них те, кто находится в состоянии серъезного конфликта друг с другом; знают ли родители, с кем дружит их сын или дочь. Сетевая карта помогает увидеть будущее. Анализируя ее, можно узнать, что хочет изменить клиент, как это сделать. Как терапевт может поддержать клиента или помочь ему достичь желаемых изменений.

Большой интерес у слушателей вызвала практика мотивации и мобилизации участников сетевой встречи. Специалисты столкнулись с трудностями, когда нужно было пригласить на встречу равнодушных родственников.

Изучение каждой темы учебного плана включало самостоятельную работу специалистов, тестирование, контрольные вопросы на понимание изученного.

После семинара специалистам была предложена оценочная анкета, которая позволила получить обратную связь, определить эффективность работы тренеров-преподавателей, внести коррективы в дальнейшую работу при планировании супервизии.

По результатам оценочной анкеты, у 100% специалистов, принявших участие в обучающем семинаре, оправдались ожидания, слушатели удовлетворены полученной информацией и готовы применять новые знания в своей профессиональной деятельности.

Яндекс.Метрика