«Сургутский центр социальной помощи семье и детям»

Это надо знать всем родителям

Проблемы детского аутизма

Сегодня уже многие знакомы с проблемой детского аутизма — это отклонение в развитии мозга, на что имеется ряд причин, их свыше 30. Согласно статистике, причиной развития аутизма у детей могут являться внутриутробные отклонения, инфекции, которые оказывают влияние на головной мозг (поражают его), или родовые травмы. Происходит сбой в системе, которая отвечает за восприятие информации извне, а результатом становится то, что ребенок перестает воспринимать реальность, существует в своем небольшом мирке, и проникнуть в него не может никто из окружающих, даже родные.

Детский аутизм, симптомы: отсутствие эмоций.

Первый признак детского аутизма — это отсутствие какой-либо эмоциональности. У ребенка никогда не изменяется выражение лица, чтобы ни происходило: мама появилась, подарили новую игрушку, какие-то звуки вокруг, хотя он все видит и слышит. В развитии здорового ребенка по мере взросления всегда проявляется активность, он постоянно в движении, ему интересны какие-то предметы, он к ним тянется, ему нужно внимание, нравится общаться с родными и детьми-ровесниками. А поведение ребенка-аутиста совсем другое, к примеру, если он научился сидеть, он будет находиться в этом состоянии продолжительное время, играть будет во что-то одно несколько часов подряд и выражать сопротивление, если ему предложить заняться чем-то другим. Взгляд у таких малышей отсутствующий. Временами может создаться впечатление, что ребенок не хочет смотреть в глаза собеседнику, но это совсем не так, он просто находится в самом себе, занят своими делами и не замечает происходящего вокруг. Такие дети могут не лепетать и не гулить, как это происходит у здоровых деток, или делают это короткий период времени, но потом это исчезает. Когда ребенок, страдающий аутизмом, научится говорить, происходит это обычно к трем — четырем годам, он использует очень маленький набор фраз и слов. Ему свойственны однообразные движения, свои правила в играх, совершенно непонятные другим. К примеру, в роли любимой игрушки могут выступать обыкновенные шуршащие пакеты несколько лет подряд и ключи.

Проявление детского аутизма.

Ребенок-аутист, как правило, не обращает внимания на сверстников, а может обращаться как с неодушевленными предметами: наступить, переставить с место на место (отодвинуть), не потому что сердится, а просто потому, что не воспринимает ребят в виде живых, одушевленных личностей, себе подобных. Другой ребенок, находящийся рядом с ребенком-аутистом, может стать для него преградой на пути. К примеру, малыш увидел что-то интересное неподалеку и устремился к цели, но на пути столкнулся с препятствием — другим играющим рядом малышом. Малышу-аутисту страшен сам окружающий мир вообще, он не знает, как себя в нем вести, не умеет объяснять причины того или иного явления, поступка. И именно эти страхи являются причиной того, что такие детки стараются избегать всяческих контактов, а при подобной угрозе стараются успокоиться самостоятельно путем однообразных движений или спрятаться. Если малыш с аутизмом оказался в новом месте, пока он маленький, даже движения его меняются, может ходить на цыпочках, совершать какие-то странные, непонятные движения. При любом шуме, даже шорохе может расплакаться, впасть в истерику, упав на пол. А после, при любом упоминании об этом случае у него будет паническое состояние.

На заметку! Узнать заблаговременно, чего может испугаться малыш, что его заинтересует, а к чему он останется равнодушным, конечно, нельзя.

Детский аутизм: что делать родителям.

Сегодня сформировано два варианта коррекции заболевания. По первому варианту нужно просто принять как должное, что это состояние на всю жизнь и ребенок никогда не будет жить самостоятельной жизнью. В большинстве случаев так говорят психиатры, потому что бытует мнение, что заболевание неизлечимо. А по второму варианту нужно учить ребенка разным правилам поведения. С появлением сети Интернет сегодня появилась возможность самостоятельно найти массу информации по любому вопросу, искать центры реабилитации, докторов. Сегодня даже известны случаи, когда при помощи коррекции, имеющей успех, детям был снят диагноз «Аутизм». При внимательных родителях дети-аутисты имеют нормальное развитие, по словам врачей, и видна положительная динамика. Имеются соответствующие методики обучения и воспитания, отточенные под деток с аутизмом.

Важно знать: аутист не любит, когда его трогают, прикасаются к нему. Но массаж перед сном избавляет их от бессонницы, которая является для них нормой. У ребенка должна быть возможность уединения, хотя бы иногда. В квартире должно быть определенное место, где ребенок будет находиться наедине со своими мыслями, и оно должно быть безопасным.,

Лечение аутизма. Психолог, таблетки дефектолог, диета...

Родителям ребенка-аутиста в любом случае придется сходить к психиатру. Их советы приблизительно одинаковы: лечение проводится при помощи медикаментов — это психотропные препараты, нейролептики и др., занятий с логопедами, дефектологами и психологами. Лекарства могут заблокировать проявления аутизма, такие как гиперактивность, агрессия, но не вылечить болезнь, препараты, к тому же, имеют побочные эффекты. В редких случаях психиатр отправит ребенка с заболеванием «аутизм» к специалисту другого профиля, гастроэнтерологу, педиатру и пр. Но есть ряд исследований, в которых выявлена взаимосвязь ЖКТ и аутизма, здоровым питанием (диетой). Диета оказывает влияние на весь организм, в том числе и на причины аутизма. Детям с аутизмом показано исключение продуктов, содержащих казеин, глютен, и дозированное потребление сладкого.

Лечение детского аутизма: построение схемы взаимоотношений с окружающей средой.

Под контролем квалифицированного специалиста родители спокойно выстраивают манеру общения с малышом, а его — с окружающей средой. Этой манеры поведения и нужно придерживаться, ни в коем случае нельзя нарушать обозначенные границы, но постепенно, незаметно для ребенка, расширять установленные рамки, находить способы для «выхода в мир» своего ребенка или появления в его собственном мире других людей.

http://www.nanya.ru/stati/2016/01/26/problemy-detskogo-autizma/

Материал подготовлен по статье Ольги Поляковой специалистом И.Ю. Никитиной