«Сургутский центр социальной помощи
семье и детям»
(Семейный многофункциональный центр)

Социализация несовершеннолетних

Социализация несовершеннолетних средствами
декоративно–прикладного искусства и художественного творчества
(из опыта работы)

Декоративно–прикладное искусство, как часть культуры в целом, является не только средством для формирования эстетических чувств и художественного вкуса, но и мощным носителем социальных знаний, инструментом для формирования социальных отношений. Степень вовлеченности и приобщенности ребенка к сфере образного восприятия и понимания окружающего мира является одним из главнейших факторов его социализации.

Осознание ребенком самого себя осуществляется на основе видимого и воспринимаемого им образного ряда, с которым он соотносит и ассоциирует свои личностные черты и особенности и по которому, определяет меру и характер собственной индивидуальности и самоидентичности. Искусству, таким образом, принадлежит особенно важная роль в организации процесса социализации личности, поскольку оно обладает возможностью реального психологического влияния на еще недостаточно устойчивую психику ребенка. Благодаря этому влиянию осуществляется не только процесс формирования эстетических идеалов человека, но и способность видеть и воспринимать мир на личностном уровне, что играет существеннейшую роль в процессе организации социальных отношений.

Занятия творчеством дают большие возможности, как для решения общетерапевтических задач, так и для достижения конкретных коррекционных целей. В процессе творческой деятельности у ребенка усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме того, художественное творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов. Нельзя не учесть также тот факт, что средства изобразительного искусства и художественного творчества предоставляют ребенку возможность для выражения деструктивных чувств   в социально- приемлемой манере, понижая их активность или ликвидируя полностью.

Атмосфера творческой мастерской «Хобби - Град» отличается от привычной для ребёнка атмосферы школьного занятия. В мастерской ребенку изначально предоставлено больше свободы для реализации собственных желаний и идей. Специально созданные условия трудовой, бытовой и общественной деятельности позволяют ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно. Занятия принято чередовать: одно занятие является тематическим, последующее — на свободную тему, при этом сам ребенок выбирает тему и вид деятельности. Специалист побуждает ребенка самостоятельно принимать творческие решения, помогает определиться с идеей и средствами художественной выразительности, спланировать свою работу, выбрать необходимые материалы и оборудование. Занятия строятся, исходя из возможностей ребенка: психо - эмоционального состояния, физического самочувствия, степени ограничения жизнедеятельности, реабилитационного потенциала, индивидуальной программы реабилитации и рекомендаций специалистов.

         Изделия, созданные детьми, выполняются по традиционным ремесленным технологиям, поэтому получается не обычная детская поделка, а законченное изделие, которое можно использовать: украсить им дом или подарить друзьям. Создавая что–то своими руками, ребенок укрепляет связь с внешним миром, что особенно важно для детей. Изделие, слепленное, склеенное или расписанное, сконструированное ребенком, несет отпечаток его личности и в то же самое время существует отдельно от него. В этой связи следует отметить, что правильным образом организованный социум не должен быть полностью замкнут, он должен позволять своим представителям встречаться с внешним миром.

Таким образом, художественное творчество служит соединительным мостом между ребенком и социумом, одновременно являясь инструментом познания этого социума, а также выражением эмоционально–личностного отношения к нему.

Информацию подготовила  специалист по работе с семьёй
отделения психологической помощи гражданам  В.В. Салькова

Фотогалерея

Яндекс.Метрика