После открытия «большой» нефти в Западной Сибири началось интенсивное преобразование доселе девственных мест - строительство дорог, посёлков, городов, создание всей инфраструктуры нефтедобывающей отрасли.
В 1975 году профессор Московского пушно-мехового института Борис Александрович Кузнецов опубликовал в журнале «Охота и охотничье хозяйство» статью «Сургутскому краю необходим заповедник», и направил свои предложения о создании заповедника для сохранения, пока ещё не затронутых преобразованиями, типичных западносибирских среднетаёжных ландшафтов в государственные инстанции. Оттуда его докладную записку переслали в Главохоту РСФСР, где она была воспринята уже как указание к действию.
После обследований для создания заповедника была предложена территория, охватывающая междуречье Большого и Малого Юганов. Организация заповедника по итогам работ Центральной проектно-изыскательской экспедиции Главохоты РСФСР была одобрена решением Исполнительного комитета Угутского сельского Совета народных депутатов за № 19 от 15 июня 1981 года.
31 мая 1982 года было подписано Постановление Совета Министров РСФСР № 324 о создании Юганского заповедника.
Для ребят, посещающих летнюю площадку кратковременного пребывания на базе БУ «Сургутский центр социальной помощи семье и детям», была организована экскурсия в галерею современного искусства «Стерх». Ребята посетили экспозицию «Лаборатория природы» - выставку- экспозицию заповедника «Юганский».
Основная тема выставки – научная и исследовательская работа сотрудников заповедника: орнитолога, энтомолога, ботаника и териолога (специалистов по изучению птиц, насекомых, растений, млекопитающих).
На выставке представлены фотографии, видео и предметы научных коллекций, а также оборудование, используемое сотрудниками заповедника в полевых условиях: тайге, болотах, водоёмах. Кроме того, экспозиция знакомит с интересными фактами удивительной жизни обитателей заповедника «Юганский», с растениями и животными, занесенными в Красную Книгу ХМАО-Югры.
Ребята с интересом слушали экскурсовода, задавали интересующие их вопросы, отвечали и участвовали в играх и викторинах, собирали пазлы, прокладывали маршруты в топографических картах, с удовольствием фотографировали экспонаты, чтобы потом рассказать в кругу семьи.